Такая нужная помощь

социальное такси

По данным ООН, на нашей планете более 500 млн. человек имеют инвалидность. Проблема инвалидности в России особенно актуальна, так как основой определения группы инвалидности становится ограничение способности к трудовой деятельности.

В целях формирования интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и повышения уровня их жизни 17 марта 2011 года Правительством Российской Федерации утверждена программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Программа должна преобразовать семь жизненных сфер: образование, здравоохранение, культуру, транспорт, информатику и связь, спорт и физическую культуру, жилищный фонд. Предполагается в итоге так выстроить окружающую среду, чтобы человек с любыми ограничениями мог спокойно передвигаться, получать нужные услуги, в общем, полноценно жить.

Нечасто встретишь на улице людей, управляющих инвалидной коляской. Всё потому, что им недоступно свободное движение. Там, где легко пройдет первоклассник, может застрять или не суметь развернуться коляска человека с ограниченными возможностями. А ведь есть еще лестницы, бордюры и ямы на дорогах, самостоятельно справиться с которыми инвалиду практически нереально. Вот и получается, что инвалид-колясочник буквально заперт в собственной квартире. Так было и в нашем городе, пока не появилась Служба социальной помощи инвалидам-колясочникам. Она ведёт свою работу в рамках социального проекта «Развитие услуг специализированного транспортного обслуживания инвалидов-колясочников», который был создан в отделении Хабаровской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» г. Комсомольска-на-Амуре. В 2012 году он занял первое место на конкурсе предприятий, производственных участков и социальных проектов общественных организаций. О подробностях проекта мы решили узнать у Владимира Николаевича Муштая, который 23 марта стал председателем городского отделения ВОИ.

- Здравствуйте, Владимир Николаевич.  Расскажите, кто был автором проекта «Развитие услуг специализированного транспортного обслуживания инвалидов-колясочников»?

- Проект был составлен предыдущим председателем нашего отделения «Всероссийского общества инвалидов» Егоровым Александром Александровичем с привлечением специалистов-консультантов. Я тоже принимал участие в его создании. Также мы консультировались с ведущим специалистом отдела соцзащиты города.

- В чем заключается смысл вашего проекта?

- Изначально проект базировался на государственной программе «Доступная среда», которой предусмотрено создание службы социального такси. Ознакомившись с практикой данной службы в Санкт-Петербурге и Москве, мы пришли к выводу, что это означает просто доставку человека до места назначения. Самое большое, что могут предложить, – подъемник для загрузки пассажира с ограниченными возможностями в автомобиль. Возможно, в этих городах обстановка с доступностью совсем иная. Мы же решили, что подобное социальное такси не будет востребовано в нашем городе именно так, как мы бы хотели. Мы посчитали, что служба, которая ставит перед собой задачу обеспечения доступности окружающей среды для инвалидов, кроме транспортного обслуживания, должна включать в себя и сопровождающих, то есть тех, кто мог бы оказывать содействие гражданам с ограниченными возможностями. Ведь реализация такси в том варианте, в котором предлагалось, означает, что мы человека высадили и дальше он полагается только на себя или, в крайнем случае, на родственников либо социального работника. Как правило, у нас соцработники – это женщины, родственники есть не у всех, да и состояние здоровья у них тоже бывает разное. Дороги в городе не очень качественные, доступность многих зданий, сооружений и учреждений, в том числе и жилых помещений самих инвалидов, оставляет желать лучшего. Человек живет на 5 этаже и не может выбраться из собственной квартиры, например, без лифта. Но и наличие лифта не всегда спасает, так как ступеньки могут стать непреодолимым препятствием, даже если это один пролет. Мы, конечно, изучали ситуацию и вели учет пожеланий граждан. Многие говорят: «Я бы мог участвовать в жизни города, проявить себя в творческих, спортивных, общественных мероприятиях, но не могу выйти из дома». Да и реальность показывает, что такая служба востребована.

- Как к вам обращаются за помощью?

- У нас организована диспетчерская служба, куда поступают заявки от инвалидов, социальных служб. Да, есть такой прецедент: социальные службы обращались к нам за помощью, хотя стоило бы предположить, что должно быть наоборот. Сейчас на социальные службы будет возлагаться, в том числе, и функция по созданию социального такси. Кое-где она уже начинает реализовываться, но ограничен, например, лимит на топливо.

- Что уже было сделано Службой социальной помощи?

- К нам поступило письмо от отдела культуры, что в нашем городе проживает Татьяна Васильевна Пичугина, которая в Доме Культуры авиастроителей имени 50-летия Октября ведет занятия хореографического кружка. Она проработала в сфере хореографии 40 лет, создала образцовый танцевальный коллектив «Веснушки». Татьяна Васильевна стала нашим постоянным клиентом и обращается к нам, если ей нужно ехать на преподавание. На юбилей города она готовила знаменосцев, принимала участие в подготовке праздничного мероприятия на стадионе «Авангард». Мы ее забирали из дома, отвозили и всюду сопровождали. Вот и другой пример: в центр социальной поддержки поступило письмо от Министерства социальной защиты с просьбой подключить нашу службу в помощь Дмитрию Владимировичу Судалину. Дело в том, что ему жизненно необходимо получать процедуры гемодиализа. И вот мы уже более года в понедельник, среду и пятницу два раза в день на территории больницы № 3 сопровождаем его из палаты в процедурный кабинет, где он получает гемодиализ. Потом обратно из процедурного кабинета – в палату. К сожалению, больница не обладает возможностями по транспортировке, отсутствует лифт, здание старой постройки. Когда Дмитрий Владимирович был дома, мы возили его из дома на гемодиализ, а с гемодиализа – домой.

- У вас есть машина?

- Да, у нас микроавтобус. Мы его получили в качестве поддержки развития службы.

- Он приспособлен для перевозки инвалидов-колясочников?

- У нас есть подъемник. Коляска укладывается в багажник, а гражданина с ограниченными возможностями мы помещаем в салон. Пока так.

- А кто сопровождает инвалида?

- Водитель плюс еще один сопровождающий. В случае необходимости привлекаем еще сотрудников, волонтеров. Нам помогают несколько энтузиастов, которые обладают навыками, необходимыми для транспортировки людей с ограниченными возможностями.

- Много у вас заявок в день?

- До 5 максимум, пока еще не все знают о нашей службе. Мы не стали ее называть социальным такси. Потому что такси – это привезти, высадить и оставить. А у нас Служба социальной помощи инвалидам-колясочникам. Более того, мы помогаем всем категориям инвалидов, исключение – тяжелобольные и лежачие граждане.

- Если человеку просто нужно в магазин, он тоже может обратиться к вам?

- Конечно, может. В этом наша задача - сделать город доступнее. Мы помогаем по социальным нуждам, но и не только: в банк, в магазин, даже в гости можем отвезти и вернуть обратно домой. Сотрудничаем с отделением ВОИ Комсомольского района, выполняем и там заявки. Если есть возможность, мы всегда идем навстречу. Сначала мы назвали службу «скорой», но потом это слово убрали. Потому что заявки мы принимаем за 3-4 дня, иначе не получается. Бывает, что человек звонит, а у нас уже всё занято. Мы стараемся никому не отказывать, ведь так важно помочь человеку в трудную минуту.

Именно неравнодушные люди, их помощь и социальные проекты делают мир доступнее для людей с ограниченными возможностями. Оставить заявку в Службе социальной помощи инвалидам-колясочникам можно по телефону: 55-87-97.

Беседу вела Вероника Ваюева

Категория: 

Добавить комментарий

Plain text