Становление

«Каждый человек имеет право на труд и его результаты,   включая возможность распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду,  право  на свободный выбор работы и отказ от работы,  на благоприятные условия труда,  на гарантированный государственный минимум  оплаты труда и на защиту от безработицы.  Каждый  без какой-либо  дискриминации имеет право на равное вознаграждение  за равный труд.
Трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов,  на ведение коллективных переговоров,  а также право на забастовку.
Принудительный труд запрещен законом».
Декларация прав и свобод человека, статья 23.
Москва, Кремль, 5 сентября 1991 года. Съезд народных депутатов СССР.    

ВВЕДЕНИЕ.

В 2011 году Краевому государственному учреждению  Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре исполнилось двадцать лет.
Несколько раз Центр менял свое название, но оставалась неизменной его основная функция  -  содействие трудоустройству граждан.
Существование безработицы в СССР  на официальном уровне признавалось лишь в период с 1918 по 1930 год. В декабре 1918 года был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений.  Была введена трудовая повинность для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет.  Государственная монополия регулирования найма рабочей силы осуществлялась через систему органов  по труду: Главкомтруд, губернские,  уездные  и  городские  комитеты  по всеоб-щей трудовой повинности.
При НЭПе  управление трудовыми ресурсами  изменилось.  В 1922 году местные отделы распределения рабочей силы были преобразованы в биржи труда.   Возникла сеть органов обеспечения занятости,  которая насчитывала 280 бирж.
К 1930 году с безработицей было «покончено».  Появился расхожий тезис о том, что в результате успехов социалистического строительства в СССР, безработица полностью ликвидирована.
Несмотря на официальное отрицание безработицы,  в советское  время существовала система организационно-правовых мероприятий по содействию в устройстве на работу.
Осуществлялась она государственными органами по использованию трудовых ресурсов: Государственными комитетами Советов министров союзных республик,  управлениями Советов министров автономных республик,  соответствующими отделами исполкомов областных и краевых Советов депутатов трудящихся,   имеющими в отдельных городах и районах специальные бюро и уполномоченных по трудоустройству.   Посредством трудоустройства осуществлялось также привлечение трудоспособного населения в малообжитые районы на особо важные объекты строительства и новостройки.  Это была поддержка поголовной занятости, пусть даже в ущерб экономической эффективности.
Современная служба занятости создавалась в период, предшествующий распаду СССР,  когда противостояние союзного центра и реформаторски настроенного руководства РСФСР достигло предела.  Противоречия  между  Указами президента СССР    и  деятельностью республиканской власти,  так  называемая «война законов», не могли способствовать развитию нормального законотворческого процесса.
С другой стороны,  в республике,  формально еще находившейся в составе СССР,  происходили социально-экономические изменения,  которые не были просто реформами.  Это была смена формации, государственного строя, основ бытия.
Еретические еще вчера  рыночно - монетарные идеи,  становились доминирующими,  Это было время экономического романтизма по поводу рынка,  который якобы  должен расставить все  по своим местам.
Между тем в стране продолжался прогрессирующий  процесс дезорганизации экономики,  начатый в 1985 году.  Ситуацию осложняла политическая нестабильность и нарастание центробежных  тенденций.  Дальнейшее развитие экономики и страны в целом было трудно предсказуемо.
В середине октября 1990 года президент СССР  Горбачев М.С.  предложил съезду народных депутатов программу  «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике».
Несмотря на явную  иллюзорность программы, было понятно, что перейти к рынку без роста цен,  инфляции,  снижения жизненного уровня населения и безработицы не удастся.
Снижение объёмов промышленного производства, санация экономики, приватизация, изменение производственного профиля убыточных предприятий и другие причины привели к серьезному  росту безработицы.   Ее,  в условиях перехода к многоукладной экономике, было необходимо легализовать,  сделать статистической величиной,  зарегистрированным явлениям общественной жизни, которое подлежит измерению и оценке.  Рынок труда нуждался в правовом регулировании.
19 января 1991 года выходит постановление Совета Министров РСФСР  № 33  «О создании государственной службы занятости в РСФСР»,  а через три месяца,  19 апреля 1991 года,  принимается Закон РССР  «О занятости населения в РСФСР».
В Хабаровском крае государственная служба занятости населения была создана решением исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов 12  апреля 1991 года.   Этим же решением  Центр по трудоустройству,  переобучению и профориентации населения города Комсомольска-на-Амуре  был реорганизован в Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре.

Образование и развитие городской службы занятости населения.
Трудоустройство в советский период.
Бюро  по  трудоустройству.

В советское время система организационно-правовых мероприятий по содействию трудоустройству  осуществлялась государственными органами по использованию трудовых ресурсов.    Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.02.1967 года  № 113  «О мерах по улучшению использования трудовых ресурсов»  предлагалось организовать Госкомитет по использованию трудовых ресурсов в Совмине РСФСР.  Уже через неделю 17 февраля,  выходит Указ президиума Верховного Совета РСФСР  «Об образовании Государственного комитета Совета Министров РСФСР  по использованию трудовых ресурсов». Осенью этого же года  Госкомитетом была утверждена инструкция по организации трудоустройства населения, а также информирования населения о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих.  Обязанность по трудоустройству населения и информированию о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочей силе в инструкции возлагалась на управление и отделы трудовых ресурсов Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов Москвы и Ленинградской области в соответствии  с Постановлением Совмина РСФСР от 17.02.1967 года.
В 1969 году происходит знаковое событие в системе трудоустройства в РСФСР.  Приказом Госкомитета Совета Министров по использованию трудовых ресурсов № 34 от 21.05.1969 года в городах РСФСР организовались бюро по трудоустройству и информирования о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих.  Этим приказом утверждалось положение о бюро по трудоустройству и информирования населения, типовые штаты, порядок расчетов за услуги, оказываемые бюро предприятиям, стройкам и организациям.   Начальникам управлений и отделов по использованию трудовых ресурсов предлагалось составить перечень городов с населением свыше ста тысяч жителей,  в которых целесообразно было организовать бюро по трудоустройству.
В Комсомольске-на-Амуре бюро по трудоустройству не было образовано.  Функцию по управлению трудовыми ресурсами оставила за собой исполнительная власть города. Проблемы решались, что называется, по мере их поступления.
Например,  решением исполнительного комитета городского совета депутатов тру-дящихся  «О порядке проведения на территории г. Комсомольска-на-Амуре трудоустройства молодежи, оканчивающей среднюю школу и не получившей среднего образования»  № 479 от 08.07.1969  года  создается комиссия во главе с заместителем председателя ис-полкома.   Основная  нагрузка по проведению этой работы ложится на заместителя председателя комиссии,  уполномоченного по использованию трудовых ресурсов.   Он обязан своевременно обеспечивать  ГОРОНО   сведениями о потребности предприятий, строек и организаций в рабочей силе по профессиям с отражением сроков и методов обучения,  заработной платы в период обучения и после присвоения разряда.
Принимаются решения исполнительной властью о планах трудоустройства инвалидов,  о подготовке трудовых резервов,  о приеме переселенцев, организационном наборе,  о  трудоустройстве освободившихся из мест лишения свободы,  об итогах  трудоуст-ройства молодежи  по другим проблемам движения и  эффективного использования   трудовых ресурсов.  Этим занимаются наблюдательные комиссии, отделы  исполкома по  труду, народного образования, плановый отдел и другие структуры исполнительной власти.   Однако уже тогда город нуждался в структуре,  которая взяла бы на себя посреднические и организационные функции во взаимоотношениях между предприятиями,  стройками, организациями и трудовыми ресурсами.
В соответствии с Законом РСФСР  «О городском, районном в городе Совете на-родных депутатов РСФСР»   городской Совет ведет учет и регулирует распределение трудовых ресурсов на территории города,  принимает меры по их рациональному использованию,  организует трудоустройство граждан,  осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях и другие права и обязанности в области труда и подготовки кадров.
В целях обеспечения указанных обязанностей решением крайисполкома № 288 от 8 августа 1978 года  в  городе создано городское бюро по трудоустройству и информации населения.
В связи с созданием бюро,  исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил:
1.    Утвердить правила трудоустройства и информации населения города согласно приложению.
2.    Руководителям предприятий, организаций и учреждений принять к руководству правила трудоустройства.
3.    Руководство работой городского бюро возложить на первого заместителя председателя горисполкома тов. Иванова В.Д.
Бюро по трудоустройству и информации населения было образовано в г. Комсомольске-на-Амуре  решением крайисполкома № 288 от 08.08.78 года.    Соответствующее решение исполкома Комсомольского-на-Амуре городского Совета депутатов трудящихся принимается 24.04.1979 года.   Этим решением утверждались правила трудоустройства и информации населения города.
Позже  деятельность городского бюро по трудоустройству будет регламентирована Постановлением исполкома и бюро Комсомольского-на-Амуре горкома КПСС № 213 от 05.04.1984 года.  В нем порядок трудоустройства был определен с учетом опыта первых лет работы городского бюро по трудоустройству.  
Первым заведующим бюро была назначена  Корешкова В.И.   В штате бюро  в 1979 году  кроме заведующей числилось еще три специалиста:  старший бухгалтер, экономист и старший инспектор.
В 1986 году заведующей бюро становится Рахвалова Н.К.,  а через два года она   возглавила городской объединенный Центр по трудоустройству,  переобучению и профориентации населения.   В структуру с таким названием было преобразовано бюро по трудоустройству решением исполкома Комсомольского-на-Амуре городского совета народных депутатов № 223 от 29.11.1988 года. Эта организация и стала непосредственным предшественником Комсомольского-на-Амуре городского центра занятости населения.

Образование городского Центра занятости населения.

В результате социально-экономических преобразований на рубеже 80-90 годов  безработица в России  была официально признана как социальное   явление.   Для того,  чтобы придать этому явлению управляемый,  регулируемый характер, в Российской Фе-дерации было образовано 2,5 тыс.  органов Федеральной службы занятости.
Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 12.04.91г  № 81   «О создании государственной службы занятости населения  в Хабаровском крае»   Центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения   города Комсомольска-на-Амуре реорганизован в Центр занятости населения.
Впервые в  г. Комсомольске-на-Амуре появилась организация нового типа,  кото-рая на основании закона о занятости приступила к  осуществлению политики содействия занятости населения, к обеспечению гарантий государства по реализации  Конституционных  прав жителей города на труд и социальную защиту от безработицы.
Центр занятости начал работу по регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы,   к регистрации безработных граждан и их материальной поддержке,  профессиональному обучению и профессиональной ориентации,  социальной адаптации на рынке труда,   организации Ярмарок вакансий учебных и рабочих мест,  информированию населения и работодателей,  организации общественных работ,  организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет,  временного трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите,  временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования,  ищущих работу впервые,  содействию гражданам в предпринимательской деятельности,  содействия занятости в условиях массового высвобождения, оказанию  предприятиям финансовой помощи для сохранения и создания дополнительных рабочих мест.
В короткий срок деятельность ЦЗН становится значительным и в то же время при-вычным явлением социально-экономической жизни города.  За первые пять  неполных лет с 1991 по 1995 год  в Центр обратилось более семидесяти тысяч человек,  зарегистрировано безработными около тридцати тысяч.    Всего за 20 лет работы  298328   и   162813  человек соответственно.
В период с 1991 по 1996 год   Комсомольский-на-Амуре Центр занятости населения был территориальным.  С 1  октября 1991 года  ему были подчинены Комсомольское и Солнечное бюро занятости населения.   Приказом  директора Хабаровского краевого центра занятости населения  Ю.А.Котельникова  от 23 сентября 1991 года  № 102    на  Комсомольский-на-Амуре  ЦЗН  возлагалась разработка и реализация совместно с районными бюро основных  направлений политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территориях районов, прогнозирование и анализ состояния рынка труда,  разработка районных  программ занятости,  организация профессиональной подготовки,  переподготовки и повышения квалификации граждан,  профессиональная ориентация,  создание  материальной базы, компьютеризация. Едиными были средства фонда занятости и финансовое управление.  Заведующая бюро Солнечного района Власова Т.И. была принята на работу в Комсомольский-на-Амуре Центр занятости населения 17 июня, а заведующая бюро Комсомольского района Солощенко Л.Ф.   1 июля 1991 года.
С 1 января 1993 года   районные бюро занятости  были переименованы в районные центры занятости населения,  а в соответствии с приказом директора Хабаровского краевого центра занятости населения от 16.02.1996 года  № 276  со 2  января 1997 года  Комсомольский  и  Солнечный районные центры были переведены на самостоятельный баланс со статусом юридического лица  в форме государственного учреждения,  являясь структурным подразделением краевого центра занятости населения.
 

ТРИ ДИРЕКТОРА Центра занятости

Надежда Константиновна РАХВАЛОВА
Надежда Константиновна окончила Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, факультет «Самолетостроение». Работала инженером по подготовке производства, старшим инженером на ОАО «КнААПО», затем инструктором и зав. отделом пропаганды Ленинского райкома партии.
В 1986 году назначена заведующей Комсомольского-на-Амуре бюро по трудоустройству и информации населения, а в октябре 1988 года – директором городского Центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения при отделе по труду крайисполкома.
С 1991 года – директор Комсомольского-на-Амуре городского Центра занятости населения.
В настоящее время работает инженером АСУ на ОАО «КнААПО».
 

 

 

Александр Андреевич ИВАНОВ
Александр Андреевич окончил Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, получив специальность инженер-механик. Сначала работал в институте -  ассистентом кафедры «Технология машиностроения».
С 1976 года – на комсомольской и партийной работе. Возглавлял  Центральный райком  ВЛКСМ, отдел пропаганды и агитации Центрального райкома КПСС, идеологический отдел горкома КПСС.
В 1991 году поступил на работу в городской Центр занятости населения заместителем директора.
С 1997 года – директор городского Центра занятости населения.
В настоящее время – заместитель начальника управления экономического развития – начальник отдела экономического анализа администрации города.
 

 

 

Геннадий Сергеевич САВОЧКА
Геннадий Сергеевич трудовую деятельность начал в 1966 году на судостроитель-ном заводе сборщиком.  Затем окончил политехнический институт по специальности су-достроение и судоремонт и продолжил работу на заводе мастером, инженером по научной организации труда.
Затем работал в народном контроле, в партийных органах Центрального района города.
В 1991 году принят на работу в городской Центр занятости населения. Сначала главным специалистом, вскоре возглавил отдел трудоустройства, затем занял пост замес-тителя директора городского Центра занятости.
Ныне возглавляет краевое государственное учреждение Центр занятости населе-ния г. Комсомольска-на-Амуре.
 

 

 

КОМУ – НЕОБЫЧНО, А НАМ – ПРИВЫЧНО!
Страницы 20-летней истории ЦЗН г. Комсомольска.
НАЧАЛО

Оно было необычным для  только что создавшейся организации. Специалисты – не новички в области занятости населения. Каждый имел достаточный опыт работы.  Все прекрасно были оснащены и технически –  на столах стояли компьютеры, объединенные в единую компьютерную сеть.  Пожалуй, это была первая компьютерная сеть в городе.
Прогресс налицо. Это сегодня мы легко оперируем такими понятиями как дисплей, процессор… А в далеких 90-х основным «орудием труда» специалиста были ручка или карандаш да многочисленные папки с документами на полках.  Новая техника стала появляться лишь на крупных заводах, где финансовые возможности имелись.
А здесь небольшая организация, еще только-только приступавшая к деятельности, была оснащена по самому современному уровню того времени. Надо отдать должное первому директору ЦЗН Надежде Рахваловой. Именно она подобрала грамотный, работоспособный коллектив в бюро по трудоустройству и профобучению, который возглавляла несколько последних лет до преобразования этого учреждения в городской Центр занятости населения. Она пригласила всех за собой, потому что в каждом была уверена. И не ошиблась. Многие до сих пор трудятся в ЦЗН,  демонстрируя чудеса работоспособности, умение творчески решать поставленные задачи и жить без конфликтов в коллективе – Лакеева А.П., Азарова Н.И., Барышева Л.М.
В коллективе и ныне с благодарностью вспоминают  тех, из первого призыва, которым по каким-то причинам пришлось покинуть коллектив – Минина В.Н., Шипилова Т.А., Новикова С.А., Вдовченко И.Ю.
А компьютеры – они из серии, когда директор остро чувствует новое,  грамотно расходует предоставленные средства и много внимания уделяет укреплению связей  со своими партнерами. Ведь часть  новой техники была подарена работодателями.

ТВОРЧЕСТВО

Сейчас в это трудно поверить, но в разработке  документации, технических норм и заданий новой структуры  народные массы принимали самое широкое участие.
Закон «О занятости населения в РФ» был уже принят, опубликован и служил основой для деятельности. А нормативных документов не существовало.  Вот на местах свой накопленный опыт и оформляли документально. В нашем ЦЗН это выглядело так. Каждый отдел – трудоустройства, психологов, профобучения и т.д. – получил задание разработать технологию приема  населения. Директор ЦЗН  Геннадий Савочка, который в то время возглавлял отдел трудоустройства, вспоминает:
- Предложил эту задачку решить всему отделу. В итоге появился тщательно разработанный документ, в котором четко  расписывалось,  какие записи должен произвести инспектор  в карточке при первичном и последующих приемах гражданина, при выводе его на статус безработного,  куда должен пойти документ дальше, где храниться, как им могли воспользоваться специалисты из других отделов, например, при направлении без-работного на профобучение и т.д. Все это позволяло внести в  общую работу всего ЦЗН ясность, прозрачность, четкость, свести к нулю количество ошибок, неточностей и т.д.
Подобная деятельность шла в определенных рамках и имела четкую направленность. Тон всему происходящему задавали из Москвы, где был создан Государственный комитет Российской Федерации по занятости населения, руководил которым Прокопов Ф.Т.
В России была проведена целая серия семинаров по внедрению и использованию технологии работы на местах. Активно использовался зарубежный опыт. К нам в Хабаровск, например, приезжали специалисты из Австралии и Канады. Специалисты нашего ЦЗН тоже принимали участие в работе этих семинаров. Поучиться было чему – у зарубежных  коллег накопился богатый опыт по работе с населением во время экономического кризиса. Но и австралийцы нам позавидовали: в нашей стране служба занятости формировалась в спокойное время, когда экономическая ситуация была довольно стабильная, и поэтому была готова к наплыву безработных, когда у предприятий дела пошли на спад. А в Австралии вся организация работы шла, что называется, с колес.  
Были и индивидуальные командировки. Директор Надежда Рахвалова ездила в Германию и Францию, ее заместитель Олег Григорьев  знакомился с опытом австрийских коллег.   Маршруты по России охватывали такие города как Москва, Калининград, Благовещенск, Нерюнгри и др.
Ездили не только наши специалисты – в гостях  у нас часто бывали делегаты из разных городов Дальнего Востока и России.
Обменивались опытом, заводили деловые знакомства, потом вели переписку, применяли новшества у себя.
Два больших семинара организовал и Краевой центр занятости Хабаровского края.
Так что никто не чувствовал себя в отрыве от общего дела, но каждый понимал основные цели и задачи службы занятости.
На этом фоне ЦЗН города проявил себя как творческий,  настойчивый, компетентный, деловой, уже созревший коллектив. Вот наглядный пример этому.
Первая компьютерная программа по работе с населением  была разработана нашим специалистом Неудахиным А.Ф. На начальном этапе она неплохо выполняла свое предназначение: вести регистрацию обратившихся в службу занятости, пополнять банк вакансий. Но задачи, которые ставились перед  службами занятости, все усложнялись, появлялись новые формы работы с населением, и эта программа стала явно не соответствовать требованиям времени. Надо было создавать новую.  Такое задание получили молодые специалисты, которые только что окончили технический вуз и поступили  в ЦЗН.  Андрей Щур разрабатывал направление, касающееся приема населения – «Биржа труда», Константин Щепин – экономический блок,  Владимир Бояркин - расчет пособия, Андрей Раку - профобучение.
И вновь коллектив занялся творчеством. В отделах выстраивали подробную цепь событий: какие диалоговые окна, документы, сведения  должны появляться на дисплее, в какой последовательности. Такое совместное творчество плюс несомненный талант авторов позволили создать простую в действии, надежную, учитывающую все особенности работы программу.  При необходимости в нее легко было внести изменения.
Даже без юмора не обошлось. В то время многие горожане обзаводились несколькими трудовыми книжками – благо,  чистые бланки можно было приобрести в любом киоске Союзпечати.   Горожанин на один прием приносил одну книжку, а на второй, забыв, с какой же он имел дело в первый раз, приносил другую. Не всегда удавалось инспектору это отследить, в итоге – неразбериха в документах.
Андрея Щура попросили как-то учесть этот момент в программе. И он выполнил просьбу коллег.  Как только инспектор на приеме вводил данные трудовой книжки в компьютер, а  они не соответствовали прежним записям, на дисплее появлялось диалоговое окно, а через динамики начинали звучать первые аккорды похоронного марша.  Не заметить обман было невозможно!
Надо сказать, что в начале 90-ых далеко не все Центры занятости могли похвастаться компьютерным обеспечением. Даже в Ленинграде в то время прием населения осуществлялся вручную. И всего в нескольких ЦЗН, в том числе и в нашем, работа была компьютеризирована. Поэтому неслучайно компьютерную программу, созданную под руководством А.Щура, использовали в своей работе ЦЗН Амурской области, Нерюнгри, Норильска.  Она благополучно обслуживала службу занятости почти 15 лет. А в 2007 году  Роструд своим распоряжением  перевел все службы занятости страны на единую систему – программный комплекс «Катарсис».
Отказались от привычного не без сожаления, но новое в коллективе освоили  быстро. Печалило одно – увеличение количества бумаг, используемых в работе -  справок, отчетов, копий документов…  А ведь в начале пути все мечтали организовать работу так, чтобы вообще отказаться от бумаг!  Однако  таким планам не суждено было сбыться, особенно после введения административных регламентов. Но надежда все-таки осталась. Она основывается на том, что в стране все настойчивее вводится обслуживание населения с помощью электронного правительства.  Кстати, ЦЗН города уже закупил соответствующую технику, чтобы часть услуг предоставлять в электронном виде.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!

А вот как добиться, чтобы коллектив длительное время оставался деятельным, работоспособным, творческим? У каждого из трех директоров ЦЗН для этого были свои приемы.
При Надежде Рахваловой отбор претендентов в коллектив (а таковых было много – основной состав был набран именно при ее руководстве) велся самыми современными на тот момент средствами.  Рахвалова задействовала для этих целей психологов – сотрудников одного из отделов ЦЗН. Все, кто подавал заявления о приеме на работу, сначала проходили тестирование. Кто-то отсеивался уже на этом этапе.  А те, кто имел необходимые качества для работы с населением: терпение, коммуникабельность, умение донести свою мысль до собеседника, аккуратность, ответственность, высокую работоспособность и т.д. - направлялся не в отдел кадров, а на заседание  комиссии.  В нее входили  начальники отделов службы занятости,  специалисты, а возглавляла – директор. Так что решение о приеме нового сотрудника принималось коллегиально. Это позволяло из большого количества претендентов выбрать  тех, у кого есть склонность к работе с населением, обеспечивая качество обслуживания на высоком профессиональном уровне.
 Как это ни удивительно, но легко проходили испытания инженеры с заводов.  Они всей предыдущей деятельностью  были подготовлены для работы в службе занятости. Ответственные, знающие требования к ведению документов, умеющие просто и доходчиво растолковать идею исполнителю.   Да это ж непременные элементы повседневной работы сотрудника ЦЗН!  Покидали  свои родные предприятия ИТР не от хорошей жизни. На заводах уже начались задержки зарплаты, а в новой организации, которая создавалась на федеральные деньги, они  подобного надеялись избежать.
У второго директора Александра Иванова ситуация складывалась иной. Штат заполнен, текучесть кадров на нуле. Но нагрузка на специалистов очень высокая. Только что прошел пик экономического кризиса, все устали. К тому же в 2000 году прошло значительное сокращение коллектива, было уволено 30% сотрудников ЦЗН. Надо было как-то встряхнуть сотрудников, сплотить оставшийся коллектив, поднять боевой дух. И Иванов делает ставку на спорт.
Начал с того, что  настоял на  волейбольном матче между  филиалами ЦЗН Мира, 24 и Мира, 38. Предложение было неожиданным и у многих вызвало недовольство  – все уже засиделись на своих местах, попривыкли, не хотелось ничего менять. Но директор, сам большой любитель волейбола, настоял на своем.  Команды играли азартно, болельщики  эмоционально переживали за своих. В общем, потом этот матч вспоминали с неделю.
А в соревнованиях по дартсу уже охотно участвовали. Сначала в отделах выявили самых метких, затем соревнования прошли между отделами, а потом – между коллективами, работающими в разных зданиях.
Профсоюзный комитет купил для коллектива хороший теннисный стол. И каждую пятницу после работы возле него выстраивалась очередь из желающих поиграть. Были проведены соревнования внутри коллектива, а затем на товарищеский поединок была вызвана команда администрации города. Спортивная жизнь кипела!
А с 2005 года команда ЦЗН стала постоянной участницей  городских соревнований  профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания. Наша команда становилась неоднократным победителем соревнований по волейболу, пулевой стрельбе, занимала призовые места не только в различных видах спорта, но и в общекомандном зачете.
Стали чаще всем коллективом выезжать на природу.  Среди любимых мест отдыха турбаза Шарголь, «Амурская жемчужина», поселок Пивань, озеро Амут, а недавно добавилось   – Хрустальное озеро и выезды  в Горный на Лот-марафон, который  несколько последних лет организовывается по инициативе нашей знаменитой лыжницы комсомольчанки Юлии Чепаловой. Сотрудники ЦЗН стараются не пропустить соревнования такого уровня. Конечно, есть возможность отдохнуть на природе, оценить технику именитых лыжников. Но главное все-таки, поболеть за свою коллегу - Елену Кочегарову. Она непременный участник подобных состязаний и постоянно занимает призовые места в своей возрастной группе.
Желающих побывать на природе всегда много. Выезжают вместе с детьми, берут удочки, надувные матрацы,  мангалы, кино- и фотокамеры. А потом охотно просматривают видеоматериал, вспоминая моменты отдыха. А Татьяну Вавилову один из таких выездов вдохновил на создание целой поэмы!
Несколько лет назад в связи с наступавшим экономическим кризисом в ЦЗН шла подготовка к реорганизации.  Возникла необходимость в создании дополнительных отделов. А кого ставить в руководители? Молодежи достаточно, но как среди них выявить кандидатуры с задатками лидера. Вот тогда-то в ЦЗН впервые прозвучало непривычное для слуха слово – асессмент. Это метод оценки и подбора персонала, предложенный американцами. Он, как утверждали психологи, показывает высокую результативность. Директор Геннадий Савочка  принял решение использовать его в своем коллективе.
Пригласили специалиста из Хабаровска, которая владеет такой методикой,  создали  группу из сотрудников ЦЗН в возрасте до 40 лет. В течение двух дней  они участвовали в деловых играх и отвечали на многочисленные вопросы тестов. За происходящим внимательно наблюдали шесть независимых психологов из разных учреждений города.  Они вносили результаты в специальные таблицы, по которым затем выводился средний результат. Участницы асессмента не сравнивались друг с другом. Критерием оценки служил образ идеального руководителя.  Чем ближе к нему полученные данные, тем лучше.
Когда директора познакомили с итогами, он понял, что избавлен от необходимости производить назначения на должности вслепую.  А практика показала, что опытом американцев воспользовались не зря – 95%  участников асессмента  поднялись по служебной лестнице и прекрасно справляются со своими обязанностями.
Кроме того в последнее время коллектив активно пополняется молодежью – выпускниками факультета социальная работа технического вуза. Сегодня в ЦЗН трудятся уже больше 20 специалистов.

ДВЕ ВОЛНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Службе занятости пришлось пережить два экономических кризиса. В первый - начала 90-ых - сам губернатор признал ситуацию на рынке труда критической. Количество горожан, официально признанных безработными,  достигало 12  тысяч человек.
Этот кризис разразился как гром среди ясного неба.  Раньше о кризисах все знали только из газет, где публиковались новости из-за рубежа. Теперь сами оказались в этой волне. Предприятия один за другим сворачивали производство. Закрывались цехи. Тысячи людей попадали под сокращение.
Рушились связи между производителями и поставщиками продукции. Мостовые и козловые краны, сталь, то есть то, что выпускали заводы города,  были не востребованы.
Люди шли в ЦЗН. Они рассчитывали на помощь. И в этом немалая заслуга информационного сектора ЦЗН. Возглавлял его Владимир Колоколов. Под его руководством выпускался ежемесячник «На бирже труда», радиогазета, он активно сотрудничал с городскими газетами и телевидением. Материалы – о реальной сложившейся экономической ситуации, о целях и задачах ЦЗН, о том, какие услуги предлагает эта организация, нацеливали безработных на получение различной работы, в  том числе и временного характера…
И хотя горожане испытывали сильный стресс из-за того, что привычный устоявшийся мир рушится, а многие еще и сильный стыд из-за потери работы, они были хорошо сориентированы, в какое учреждение им следует обращаться.
А ЦЗН сам испытывал трудности. Количество вакансий резко шло на убыль.  И материально поддержать  безработных было нечем. Ведь до 2000 года финансирование работы служб занятости шло за счет предприятий, которые отчисляли 1,5-2% от своего дохода. Именно из этих денег выплачивалось пособие по безработице и стипендия, организовывалось профессиональное обучение и т.д. До кризиса все было нормально. А какой доход может быть у организаций, когда производство стоит? Так многие предприятия стали должниками перед фондом занятости.
Надо сказать, что Правительство страны тоже пребывало  в растерянности.  И вместо того, чтобы  продумать меры поддержки населения, сворачивало многие программы занятости – единицы направлялись на профобучение, не финансировались общественные работы,  программу временной занятости подростков вообще прикрыли и т.д. Естественно, никто и не подумал увеличить штаты сотрудников ЦЗН.
А народ все прибывал. И коллектив ЦЗН делал все возможное, чтобы помочь людям.  Они получали индивидуальные и групповые консультации у психологов службы.  Скольким людям тогда помогли справиться с депрессией и обрести мотивацию к труду!
Рабочий день у всех, кто был занят на приеме населения, увеличился на несколько часов. Потому как после того, как коридоры ЦЗН пустели, надо было еще поработать с документами. А в отделе соцвыплат машины работали и днем и ночью. С утра инспекторы вели прием населения,  вечером – давали задание машинам на расчет пособия.
Эх! В то время бы да нынешнюю мощную и удобную технику! А то ведь принтеры - матричные. Скрипят себе потихоньку. Об автоматической подаче листа тогда и не подозревали. Поэтому каждый листок надо было взять в руки и аккуратненько вставить, чтобы не перекосило, не «зажевало».  Один специалист в отделе соцвыплат был занят только тем, что по результатам ночного расчета готовил списки безработных для Банка на выплату пособий. В трех экземплярах. А число клиентов биржи уже зашкаливало за 10 тысяч. Вот целый день и «пилил»…
В  таких условиях сказалась целенаправленная подборка кадров на заре создания службы – при таком напряжении не было ссор, срывов,  взаимных претензий. Все понимали ситуацию и работали.
И еще все оценили талантливость и самоотверженность программистов АСУ. Предложенная ими программа практически не давала сбоя. Расчет пособия, например,  учитывал индивидуальный алгоритм для каждого безработного. У одного – пособие  в самом высоком размере, второй выплачивает алименты, третий имеет иждивенцев, но из двух детей старшему  через месяц исполняется 16. Согласно закону о занятости выплату средств на него следует прекратить…
Учтена была каждая мелочь, каждый поворот событий, любая ситуация, которая могла возникнуть в ходе приема населения. При этом инспектора могли в нужный момент получить всю необходимую информацию -  размер средней зарплаты у клиента, время прекращения различных выплат, например, на иждивенцев и т.д. Все это позволяло не допускать перерасхода  средств. А уж как облегчало работу специалистов на приеме!
Еще одна страница жизни ЦЗН – взаимозачеты.  Они возникли не от хорошей жизни. Просто на выплату пособий денег не было. А людям-то пить-есть надо! Вот тогда безработным и предложили выбирать недополученное пособие, например, продуктами - крупой, мукой и т.д. Это оказалось выгодно всем. Предприятия таким образом смогли погасить свои долги перед ЦЗН. Предлагались телевизоры, продукция швейной фабрики, мебель… И безработные все это могли получить в зачет пособия по безработице.
По взаимозачетам лечили зубы, оплачивали коммунальные услуги,  хоронили умерших родственников. Одно из предприятий однажды расплатилось свежезамороженной атлантической селедкой – крупной, высокого качества. Весь город тогда ел эту рыбу. Дело было по весне, и в ЦЗН  беспокоились, как бы этот скоропортящийся продукт не пришел в негодность. Ведь сразу-то все не раздашь! Но обошлось!
Единственное, что никогда не предлагали населению – это спирт и спиртосодержащие продукты.  Хотя это было очень выгодно – товар хранить можно было сколько угодно, и шел бы на ура.  Но спаивать население в ЦЗН и в мыслях не допускали!
Подобная картина продолжалась года три. В 2000 году финансирование служб занятости стало идти из федерального бюджета.  Пособие теперь выплачивалось вовремя. Надобность во взаимозачетах отпала сама собой.
Геннадий Савочка вступил в должность директора в дни  наступившей экономической стабильности. Он до сих пор с удовольствием вспоминает 2008 год
- Коллектив трудился четко и размеренно. Мы легко нашли свою нишу и в такой относительно спокойной экономической ситуации.  В этом году, например, ЦЗН плано-мерно вел профподготовку безработных по заявкам предприятий.  Это гарантировало почти 100% трудоустройство граждан.
Однако вскоре вновь начался спад производства. Но на этот раз  к таким событиям в государстве были готовы. В 2009 году служба занятости города получила на антикризисные мероприятия более 165 млн. рублей (половину всех средств, которые поступили в край на эти цели). И служба занятости смогла помочь в трудную минуту не только тем, кто был официально зарегистрирован в ЦЗН (например, оказать  финансовую помощь и обучить решивших стать предпринимателями), но и тем, кто в нашу организацию никогда ранее не обращался.  Предприятиям частично возмещались затраты на организацию в своих коллективах временных общественных работ, опережающего обучения специалистов, а также на проведение стажировки  выпускников  училищ, техникумов, вузов. А классным специалистам оплачивался проезд туда и обратно в те населенные пункты, где находилась для них работа. Плюс к этому оплата суточных и жилья.
Под контролем ситуацию держали не только в Москве. Регулярно проходили коллегии и совещания на тему занятости на уровне Правительства края и администрации города. Это позволяло быстро решать возникающие проблемы. Например, в начале стажировкой могли воспользоваться только выпускники, окончившие профессиональное учебное заведение в текущем году. Позже было внесено изменение – и на такую своеобразную практику пошли те, кто получил диплом несколькими годами ранее, с условием, если они не работали по полученной специальности.
В итоге в том 2009 году город использовал гораздо больше средств по антикризисной программе, чем планировалось – более 165 млн. руб., помощь получили более 12 тысяч человек.
Но ведь те программы, которые всегда вела служба занятости – организация временных работ общественных работ, трудоустройства граждан из категории слабозащи-щенных граждан, а также осуществление социальных выплат и оказание материальной поддержки, никто не отменял. На эти цели было использовано более 150 млн. рублей. Так что за один год было фактически освоено два годовых бюджета ЦЗН.
При этом штат не увеличивался. Так что нагрузка на специалистов ЦЗН была немалая, если учесть, что и число безработных доходило до 6000 человек.
В следующем 2010 году уже и опыт был наработан, ситуация стала стабилизироваться, поэтому количество средств на антикризисные мероприятия было уменьшено. В дальнейшем Правительство намерено перенести некоторые направления из антикризисной программы в повседневную деятельность службы занятости.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ –
содействие гражданам в поиске подходящей работы,
а работодателям – в подборе необходимых работников.

Шесть специалистов насчитывал отдел трудоустройства на заре создания службы занятости.  Именно они вели подбор подходящей работы горожанам, обращавшимся в ЦЗН,  а также занимались организацией специальных программ занятости - временных, общественных работ.
К концу 90-ых количество специалистов этого отдела возросло до 60 человек. И назрела необходимость разделить отдел, выделить подразделения, которые будут заниматься отдельными функциями. Так организацией временного трудоустройства граждан стал заниматься экономический отдел. Выделен в самостоятельное структурное подразделение отдел по сотрудничеству с работодателями. Позже, во время второго экономического кризиса, из отдела трудоустройства было выделено два отдела первичного приема Центрального и Ленинского округов. Это позволило исключить скопление все увеличивающегося потока горожан в одном месте, а значит, и возможный социальный взрыв.
Все эти моменты, конечно, важные, но главное все-таки - трудоустройство граждан.
Процесс это сложный, нелегкий, результат зависит порой от самых неожиданных моментов.  А, казалось бы, ну что тут такого – пришел человек на прием, вместе просмотрели банк вакансий, инспектор выдал направления в несколько организаций – дело сделано.  Это самый легкий вариант. Такие тоже бывают. Иногда горожанин по направлению сразу же и устраивается на работу.
Но зачастую встреча с инспектором – это своеобразный «вечер вопросов и ответов». Посетителей интересует, например,  увеличится ли возможность для трудоустройства, если освоить смежную профессию; есть ли заказы на предприятии, где появилась подходящая вакансия; есть ли там задержки с выплатой зарплаты; вообще, где учреждение в городе расположено и т.д. Так что инспектор должен быть достаточно компетентным. Зачастую от его грамотных ответов зависит трудоустройство посетителя. Вот появилась подходящая вакансия в небольшой организации, но безработного не устраивает зарплата. В ходе разговора выясняется,  что место предлагаемой работы недалеко от дома клиента, что зарплата выплачивается регулярно, есть возможность карьерного роста. Картина проясняется и становится уже  привлекательной!
 Хорошо знать содержание профессий и смежные специальности к ним, естественно, Закон «О занятости населения в РФ», разбираться в некоторых статьях  других законов – это только часть обязанностей специалистов  на приеме населения. Поэтому в ЦЗН очень заботятся о повышении их квалификации. В конце 90-х, например, была проведена учеба, на которой в роли преподавателей выступили специалисты Пенсионного фонда, отдела соцобеспечения города,  инспекции по труду и др.   С этими организациями в ходе работы приходится контактировать, и надо знать основные положения статей, изменения в законах.
Директор Александр Иванов  охотно поддержал существовавшую с 1991 года традицию организовывать экскурсии на предприятия города. Такие выезды до сих пор практикуются. Побывали во многих организация – ОАО «АСЗ», ОАО «Амурметалл», ОАО «КЗ ПТО»,  на заводе «Литмаш», швейной фабрике, пивзаводе и др. Это дает возможность увидеть условия труда на производстве, узнать экономическую обстановку – есть ли заказы, каковы перспективы у завода. В таких поездках рождались и деловые предложения. По договору с руководителями, стали организовывать выездные Дни предприятий. ЦЗН заказывал автобус и все, кто искал работу, могли выехать в организацию,   сориентироваться на месте, стоит ли идти сюда. Многие, оценив обстановку, сразу подавали заявления о приеме на работу.
Методы, приемы, позволяющие трудоустраивать горожан, используются самые разнообразные, причем, зачастую они зависят от конкретной ситуации. В конце 90-х, например,  в школах  города образовался дефицит учителей английского языка. Во многих классах этот предмет просто не преподавался.  Служба занятости тут же начала подготовку безработных. И ведь смогла переломить ситуацию! Десятки клиентов биржи смогли получить работу, а школы – учителей английского.
Уже много лет ЦЗН ведет подготовку специалистов непосредственно на рабочих местах предприятий. Только для ОАО «КнААПО» за год готовится  до 500 человек. Также идет подготовка безработных по заявкам производственников. Только в последнее время такой формой воспользовались авиационный и судостроительный заводы,  отделение железной дороги, управление трамвая, швейная фабрика и др. Все это позволяет успешно трудоустраивать горожан. А вообще в течение года получают новые специальности, проходят переквалификацию или повышают уровень своих профессиональных знаний свыше 1000 безработных. К услугам ЦЗН – вся учебно-курсовая сеть города плюс учебные пункты предприятий.
Уже много лет в отделе психологов действует  Банк высококвалифицированных специалистов. Встать на учет сюда может любой желающий, была бы профессия и опыт работы в ней. Заполнил анкету – и жди приглашения на собеседования. С помощью такого Банка трудоустраиваются  около 70 % соискателей. А недавно здесь же создан Банк молодых специалистов.
Можно вспомнить «Молодежную практику», которая позволила успешно находить работу более 50% молодых специалистов из числа направленных; помощь безработным, которые решили открыть свое дело; использование специальных программ  занятости населения…
Но, пожалуй, самый сильный эффект - от проведения массовых мероприятий. Почти еженедельно проводятся Дни предприятий, когда кадровик в заранее обговоренное время, ведет набор кадров прямо в фойе ЦЗН. Проведение мини-ярмарок, Ярмарок для конкретного завода, и, конечно же, межрайонных Ярмарок вакансий, в которых принимают участие наши коллеги из ЦЗН Амурска, Солнечного, Комсомольского района, а также работодатели из различных регионов Дальнего Востока. Последние всегда многолюдны, их посещают несколько тысяч человек, как правило, каждый пятый получает приглашение на работу. И многие устраиваются, потому что сразу после Ярмарки кадровики начинают активно снимать заявки из Банка вакансий. Это значит, что представитель организации успешно поработал на мероприятии.
Работодатели поэтому весьма охотно принимают участие в различных ярмарках. Они давно оценили выгоду сотрудничества с ЦЗН, который предлагает и постоянно совершенствует формы работы. А в итоге предприятия обеспечивают себя нужными кадрами.  На сегодняшний день ЦЗН обладает самыми полными сведениями о потребности рабочей силы в городе. Существующие частные кадровые агентства конкуренцию службе занятости составить  не могут.
Кадровики охотно пользуются Банком специалистов ЦЗН. Можно просто прийти и познакомиться с анкетами претендентов. А можно обратиться за помощью к психологам, которые сами сделают отбор специалистов. И на собеседовании представителю предприятия придется выбирать из небольшого числа претендентов на место.
Появился мобильный Центр занятости –  и в ЦЗН его сразу приспособили под нужды производственников. Теперь набор кадров успешно ведется и среди жителей  ближайших населенных пунктов – Эльбане, Солнечном, Амурске. Да и просто в отдаленных районах города.
Многие предприятия помнят, как в середине 90-х они получали через службу  занятости финансовые средства на безвозмездной основе. Средства шли на создание дополнительных рабочих мест. А  совсем недавно антикризисные мероприятия, которые проводились через ЦЗН, помогли городским организациям пережить тяжелое время и сохранить костяк трудового коллектива.
Так что крепкие деловые отношения с работодателями сохраняются на протяжении всей деятельности ЦЗН. А все это, в конечном счете, обеспечивает выполнение главных задач – помочь горожанам найти работу, а предприятиям – нужные кадры.
Коллектив ЦЗН хорошо знает свое дело и уверенно смотрит в будущее.