Роль родителей в профориентации подростка

родители

Самым главным фактором в выборе профессии старшеклассников, по мнению ведущего специалиста в области психологии труда Евгения Александровича Климова, является позиция старших членов семьи (родителей и ближайших родственников).

Семья – это пространство, где формируется отношение ребёнка к работе, к профессиональной деятельности в целом и к своему будущему выбору профессии в частности. В этой ситуации важно, чтобы родители разделили ответственность выбора между собой и своим ребёнком.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям – чтобы они получили достойную, надёжную, высокооплачиваемую профессию. У взрослых также есть определённые представления о характере и склонностях своих детей, поэтому родители считают, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной. Однако в этом родительском решении есть отрицательная сторона: выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, значит, и учится он не для себя, а для родителей. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную обязанность. У подростка должно быть ощущение, что выбор профессии – это его самостоятельное решение, его «профессиональное самоопределение», что значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут, или хотят получить «модную» профессию актёра, певца, топ-модели, но не имеют для этого данных.

Очень важно, чтобы родители были в роли советчика. Они могут выступить как эксперты и поделиться той информацией, которой сами владеют: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие требования предъявляются к работнику, где можно найти работу и др. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для ребят, когда взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями своего отрочества. Подобные рассказы, как правило, производят на подростков большое впечатление.

Также важно рассмотреть наличие запасного варианта в профессиональном выборе подростка. Это позволит снизить его напряжение и тревогу за своё будущее. Что будет делать молодой человек, если по каким-либо причинам не удастся реализовать намеченные планы? Родителям важно самим понимать и суметь объяснить своему ребёнку, что выбор, который он делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Тот выбор, который он делает на данном этапе, отражает его нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет ему интересна, а может, через некоторое время его предпочтения изменятся. В любом случае остаётся возможность что-то изменить, начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

Очень важно предоставить школьнику возможность попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Для того, чтобы попробовать свои силы в различных сферах деятельности, рекомендуется посещение различных специализированных кружков и секций.

Узнать о многообразии мира профессий можно из профориентационных тренингов и методик, при посещении образовательных учреждений на днях открытых дверей, экскурсионные посещения предприятий и специалистов, которые на местах уже осуществляют профессиональную деятельность.

Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Для них очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, родной человек, который поддержит и поможет в любой ситуации. Это придаёт подросткам уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Специалисты Центра занятости населения проводят компьютерное профориентационное тестирование. Тесты на профориентацию  помогут определить ведущую сферу деятельности, способности и характер школьника.

Отдел активных форм занятости: ул. Пионерская, 70, каб. 7, тел. 54-01-95.

Категория: 

Добавить комментарий

Plain text